Хамство как часть символа веры
Закарпатье - земля, в которую влюбляешься с первого взгляда, которой не перестаешь восхищаться и которая даже со сто первого раза найдет чем тебя удивить. Величественные и спокойные склоны гор и бурные реки, бастионы и башни неприступных замков и приветливые черепичные крыши жилых домиков, почтенная средневековая готика и вечно молодой модерн… А главное – вот уже столько лет здесь живут бок о бок русины-украинцы, венгры, чехи. Раньше здесь правили венгры, потом чехи, теперь вот «главными» стали русины. Правда, теперь это нормальному сосуществованию не мешает. Живут, дружат, женятся друг на друге, ассимилируются в современной Украине. И стоят тут на городских улицах док о бок католические, реформатские, греко-католические, православные и евангелистские храмы.
В современном районе города Мукачево есть такая «площа Злагоды». На русский язык «злагода» переводится как согласие, благополучие, радость. Иначе говоря – добро, проистекающее от согласия. Принадлежит эта идея местному «феодалу» - Виктору Балоге, который, проезжая по городу, увидел как по разные стороны большой автостоянки одновременно начали строить храмы«московские» православные, протестанты и греко-католики. Олигарх велел автостоянку перенести в соседний квартал, а на ее месте устроить клумбу, фонтан и небольшой скверик. Так сказать, подчеркнуть святость места, куда приходят молиться более тысячи христиан трех разных конфессий.
Вообще, идея дружбы и мирного сосуществования здесь лезет изо всех щелей. В знаменитом мукачевском замке – «экуменическая часовня», где католические статуи соседствуют с православными и греко-католическими иконами, а аскетическое убранство алтаря напоминает лютеранские и кальвинистские молитвенные дома. Незадолго до нашей поездки туда в этой часовне венчались католик и реформатка. Обряд совершали два священника – вместе, рука об руку.
На одной из улиц Старого Города – памятник мукачевским афганцам, погибшим на чужой земле в страшной и бессмысленной бойне. На памятнике, кроме «традиционных» плачущего солдата и скорбящего ангела изображены три креста – католический, греко-католический и православный.
А рядом с памятником – православная церковь (Московского патриархата). С типичными русскими куполами-луковицами и колокольней-шатром. Как будто других архитектурных стилей в природе не существует, а местные вековые традиции строительства церквей – происки антихриста! И конечно же, внутри церкви – неизменная картинка «древо православия», где от могучего ствола отламываются сухие ветви католичества и протестантизма. Картина для московского патриархата, к сожалению, не редкость – такие схемки висят в храмах МП от Кронштадта до Севастополя. Насколько корректно это с точки зрения православного богословия – трудно сказать. Но вот католики обеих обрядов, да и немосковские православные подобным маразмом не страдают, и правильно делают. Уж если живут бок о бок друг с другом, то нужно как-то стараться жить в мире.
Тем более, так ли велики различия между нами – протестантами, католиками, православными? Все мы признаем Символ Веры. И есть в этом Символе Веры слова: «Верую в единую вселенскую святую апостольскую Церковь». Истолковать их, исходя из реалий современности, можно по-разному. То ли несмотря на все бесконечные дробления и расколы, Церковь остается единой, то ли на право называться истинной церковью может претендовать лишь одна.
Конечно, католики, греко-католики, протестанты и немосковские православные тоже не святые. В шестнадцатом веке они немало инославной крови пролили (одна Варфоломеевская ночь чего стоит). Но это было в шестнадцатом веке. Было в семнадцатом. А сейчас-то на дворе 2010 год! Католиков и протестантов история кое-чему научила, а именно – силой народ в церковь не загонишь, и церковные ссоры не прибавляют церкви авторитета. Именно из-за многолетних религиозных войн и нетерпимости церковь потеряла уважение людей. И люди перестали ходить в церковь. Как следствие, имеем две мировые войны, кризис семьи, рост преступности и сокращение населения в бывших христианских странах. Теперь приходится «христианизировать» мир заново, показывая что христиане могут проповедовать любовь к ближнему не только на словах, но и на деле. Потому католики, униаты, протестанты в большинстве своем официально зарыли топор войны и пытаются служить Богу вместе. Потому в Мукачево есть площадь Злагоды, «общая» часовня в замке и три креста на памятнике афганцам. Потому в Жовкве (на Львовщине) на общественные мероприятия, от Нового Года до памяти жертв Голодомора, собираются все городские священники чтобы вместе молиться, вместе благословлять людей.
Вернее, почти все - священник МП демонстративно ни в каких совместных церемониях участия не принимает. Мол, негоже с антихристами общаться.
И в Мукачево и в Жовкве, да и по всей Украине картина похожа: католики, греко-католики, автокефалы, «филаретовцы», протестанты находят между собой общий язык (как и полагается братьям во Христе), и только одни родственники веду себя как будто все здесь чужие.
Конечно, все мы грешны. Недавно вот в Жовкве случился небольшой конфликт между настоятелем римо-католического храма и туристами с Подолья: священник увидел у туриста фотоаппарат (обычная цифровая мыльница) на штативе и подняв крик, потребовал выйти из храма. Хотя за разрешение фотографировать турист заплатил. Получилось обычное недоразумение. Священник, не разбирающийся в технике, решил что раз на штативе – значит, профессиональная камера, а коварный турист хочет без его ведома печатать открытки с видами костела. Вот и поссорились.
Так вот, это – хамство и безграмотность отдельного незадачливого ксендза. А «древо православия» в стране, где бок о бок мирно живет несколько христианских церквей – хамство целой конфессии, возведенное в статус символа веры. Мы, мол, официально в упор всех вас не видим, за братьев по вере не признаем и будем бороться с вами до полной победы.
Жаль. Жить в мире всегда лучше. Это понимал даже император Константин, когда пытался примирить участников первого богословского раскола в истории церкви, писал им:
«Как жестоко поразила мое самое сердце весть, что вы, через которых я надеялся дать исцеление другим, сами имеете нужду в гораздо большем излечении... Нельзя же смущать слух простого народа. Не гораздо ли лучше вам, поставленным на служение Великому Богу, проходить это поприще с единодушием?.. Пока люди Божии - говорю о моих сослужителях - взаимно разделяются столь неоправданной и гибельной распрей, могу ли я быть покоен в душе своей?»
Между прочим, Хмельниччина и последовавшая за ней Руина начались именно с бесконечных ссор между собою католиков и православных, с взаимных проявлений хамства, которые постепенно превратились в гражданскую войну. Ребята, давайте жить дружно, а? А то не ровен час Господь снова решит нас наказать…
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мне близки переживания автора.Поведение РПЦ МП в Украине по отношению к другим конфессиям более чем хамское.Когда я нёс служение в г.Сумы,то не раз был свидетелем подобных проявлений наглого неуважительного хамского поведения священников моск.патриархата по отношению к другим церквям.В то же время у меня были прекрасные отношения и с священниками католиками и с православными батюшками Киевского патриархата,не говоря уже о всех пастырях протестантских церквей.
Иван
2010-08-31 08:07:30
Святое единство возможно лишь там, где нет греха, где есть Христос, а не где всем балом правит компромисс...
Иван
2010-08-31 17:24:58
И как я уже неоднократно говорил - не во всех Христос, потому что во всех "символах веры" нет самого главного во что мы должны верить - что Христос в нас.
Архимандрит Даниил (Сарычев) - Девятова Светлана 8 сентября 2006 года в 22 часа 45 минут мирно отошел ко Господу старец Даниил, старейший насельник московского Донского монастыря архимандрит Даниил (Сарычев).
В конце апреля 2006 года мне посчастливилось встретиться с архимандритом Даниилом. (К старцу Даниилу уже почти никого не пускали, после болезни он был очень слаб.) К весне 2006 года книга о православных старцах уже была сдана в московское издательство «Артос-Медиа», мы приступили к работе над второй частью о православных старицах. Рассказывая о схимонахине Любови, мы планировали упомянуть и о том, что блаженная старица Любовь в 1995 году встречалась с архимандритом Даниилом, хотелось немного рассказать и самом старце Данииле. Отцу Дмитрию Шпанько удалось договориться о встрече, но в самый последний момент встречу отменили, но дозвониться до меня и сообщить об этом не смогли, поэтому 30 апреля я приехала в монастырь (заранее), но в назначенный час никого не встретила. Я долго молилась у раки Святителя Тихона, и уверена, что именно по молитвам святого, спустя 2 часа попала в келью старца Даниила, где, по милости Божией, удостоилась получить благословение великого старца, и разделить праздничную трапезу с ним и его духовными чадами.
Нужно признаться, что за три дня до этого, во время обострения язвенной болезни, я не могла вообще принимать пишу, укрепляла себя лишь святой водой, просфорой, да монастырскими сухариками. Старец Даниил благословил есть вместе со всеми, по послушанию съела всё и исцелилась. (В тот день вечером я ждала очередного приступа боли, но всё прошло, на утро я могла уже кушать всё спокойно.) Слава Богу, за всё!
Вечером 21 сентября 2006 года, когда очерк о старце Данииле был в основном готов, внезапно наступило полное изнеможение - долго молилась лёжа, когда силы начали возвращаться, встала, подошла к шкафу с иконами и ощутила благоухание. Благоухала в правом нижнем углу бумажная икона Донской Божией Матери, купленная примерно в конце1991- начале 1992 года в Донском монастыре. (На обратной стороне иконы было написано –«400 лет основания Свято-Донского Ставропигиального монастыря (1591-1991г.г.)». Эта бумажная икона и Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (которую мне удалось в своё время приложить к чудотворной иконе), чудом уцелели во время пожара в 1995 году, когда от зажжённой свечи сгорели у меня дома на полке даже иконы приклеенные к деревянной основе. Взглянув на обратную сторону иконы, я вспомнила, как пятнадцать лет назад впервые пришла в Донской монастырь и подошла, как и все верующие, находящиеся около храма, к старцу Даниилу, который только что вышел из храма (в это время многие верующие устремились к нему и стали просить благословения). Благодарю Господа, что удостоилась встретиться со старцем Данилом вновь весной 2006 года.